Авторские права на тексты. Давайте разберемся.

Авторские права на тексты. Давайте разберемся.СИТУАЦИЯ № 1. 
 
Копирайтер получает заказ для написания текста. Выполняет работу в четком соответствии со всеми требованиями. Статья принимается заказчиком. Автор получает вознаграждение через биржу. Вопрос: имеет ли он право размещать данную работу в собственном портфолио, указывая себя автором? Или такое действие обязательно должно быть согласовано с заказчиком? Ситуация в том, что данный текст может появиться в Интернете, подписанный совсем другим автором. Но, фактически он был написан копирайтером. Как себя вести в такой ситуации? Имеет ли в данном случае заказчик или покупатель готового текста право распоряжаться им по своему усмотрению и ставить под ним свое авторство? 
 
Copyright есть не что иное как право автора на созданное им произведение, это форма защиты интеллектуальной собственности. Произведения литературы согласно букве закона являются результатами интеллектуальной деятельности, а значит, право у автора возникает после создания такого произведения. Автору принадлежит право на имя, право авторства, которые неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав считается ничтожным. 
Однако не стоит забывать, что в описанной Вами ситуации копирайтер и заказчик находятся в обязательственных отношениях, которые должны непременно быть оформлены договором. 
Для оформления таких отношений законодатель предусмотрел три вида договоров.
1. Договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст.1285 ГК).
На основании этого договора автор передает свое исключительное право на произведение приобретателю в полном объеме. Однако, как уже было отмечено, у автора остаются его личные неимущественные права: право авторства, право на имя. Однако заключение данного вида договора не рекомендуется, если автор планирует самостоятельно использовать свое произведение или передавать право на него другим лицам.
2. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения (ст. 1286 ГК). 
Данный договор составляется непременно в письменной форме, за исключением договора о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании.  Кроме того, к существенным условиям договора будет относиться размер вознаграждения автору за использование созданного им произведения. Особо закон регламентирует заключение лицензионного договора с издательством: издатель обязан начать использование произведение (т.е. его издание) не позднее срока, оговоренного в договоре (а если такой срок не определен – то в течение срока обычного для издания или иного использования подобных произведений). В случае неисполнения издателем своей обязанности автор вправе отказаться от выполнения договора и требовать уплаты ему вознаграждения. 
Данный вид договора более часто используется при оформлении рассматриваемых отношений, поскольку он позволяет сторонам самостоятельно определить пределы использования конкретного произведения. Договор составляется на основе простой лицензии, что предполагает возможность автора самостоятельно использовать произведение либо передать право его использования третьим лицам. 
3. Договор авторского заказа (ст. 1288 ГК).
Данный договор, согласно статье кодекса может либо содержать условие об отчуждении исключительного права на произведение, либо о предоставлении заказчику права использования произведения, т.е. этот договор является неким симбиозом двух рассмотренных выше договоров. Однако договор авторского заказа заключатся в отношении произведения, которое еще не создано. Существенными условиями данного договора являются размер вознаграждения и срок исполнения данного договора. 
Соответственно, возвращаясь к Вашему вопросу, возможность использования заказчиком созданного копирайтером произведения целиком и полностью зависит от вида  заключенного договора: если Вы заключаете договор об отчуждении исключительного права, то согласно закону, Вы передаете право на произведение в полном объеме, и уже самостоятельно не можете им никак распоряжаться, а если заключаете лицензионный договор, то в нем пределы использования произведения (как вами самими, так и заказчиком) подробно оговариваете. Законом закреплена свобода договора, так что вы вправе включать любые условия, важные для вас, при обязательном соблюдении существенных условий договора (предмет и цена).
 
СИТУАЦИЯ № 2.
 
На бирже копирайтинга появляется «заманчивый» заказ по написанию серии статей. При этом гонорар весьма привлекательный. Как условие, заказчик предлагает исполнителям написать тестовое задание размером с полноценный текст. Весь заказ достанется тому, чья работа заинтересует заказчика больше всего. К примеру, в таком «конкурсе» согласилось принять участие 10 авторов. Через несколько дней, допустим, один автор получает отказ по причине того, что его работа не подошла. Но, со временем он ее обнаруживает в Интернете опубликованной «слово в слово» за подписью другого автора. Как себя правильно вести такому обманутому автору? 
 
В данной ситуации первым способом защитить свои нарушенные права, который приходит на ум – это обратиться в суд. Но не  стоит рубить с плеча. Суд – это уже крайний случай. Сперва обратитесь к грамотному юристу, желательно найти узкого специалиста, разбирающегося именно в авторском праве. Юрист подскажет Вам, что до обращения в суд необходимо попробовать разобраться, так сказать, на берегу. Вообще, если стороны хотят избежать обращения в суд, то необходимо направить претензию. Но, учитывая специфику Интернета, стоит для начала зафиксировать вообще факт нарушения и Вашего авторства на созданное произведение. Программисты подтвердят, что из Интернета можно легко (правда не всегда бесследно) удалить любую информацию. А, значит, если Вы предъявите требования нарушителю для мирного разрешения конфликта, то получите отказ. А придете в суд – он уже все удалит и никакой доказательственной базы у Вас, увы, не будет. Поэтому необходимо воспользоваться новеллой XXI века – составить протокол осмотра интернет сайта или нотариально заверить факт предъявления распечатки сайта. Данная услуга может быть оказана Вам нотариусом. Нотариус также может подать запрос о собственнике  конкретного сайта (регистраторе) и запросить информацию, подтверждающую регистрацию данного домена. 
В качестве же доказательств авторства в представленной Вами ситуации будут являться рукопись, черновые наработки, проекты и т.д. А также можно прибегнуть к свидетельским показаниям. 
И только, когда Вы подстрахуетесь и соберете всю доказательственную базу, то необходимо до обращения в суд все же составить претензию, в которой обоснованно, со ссылками на закон Ваш юрист объяснит нарушителю, в чем он не прав и обоснует Ваши требования (и материальные в том числе). Если же для нарушителя ваши требования и попытки мирного урегулирования конфликта прошли мимо ушей, то остается лишь одно – идти на крайние меры, обращаться в суд с исковым требованием о неправомерном использовании произведения. Здесь Вам без юриста, а еще лучше адвоката, никак не обойтись, он будет представлять и осуществлять защиту Ваших интересов в суде. 
Надо сказать, что, к сожалению, судебная практика рассмотрения споров о защите авторских прав не обнадеживает. Это объясняется тем, что очень сложно доказать собственное авторство, а материальные носители, на которых может предоставляться информация нуждаются в дополнительных проверках и как правило не воспринимаются в серьез в качестве доказательств. Но, если Вы надлежащим образом подготовились и собрали всю доказательственную базу, то вперед!
 
СИТУАЦИЯ № 3.
 
Серьезный журнал оформляет заказ через биржу на подготовку аналитической статьи. Выбирает копирайтера. Статья принимается. И публикуется (как в самом печатном издании, так и в его Интернет-версии). Авторство указывается копирайтера. Так происходит несколько раз. Но статьи публикуются на внутренних страницах. Приходит очередной заказ на серьезную аналитическую статью. Журнал остается очень доволен работой. И текст публикуется как «главная статья номера» на первом развороте. Но, авторство стоит уже другого человека. В интернет-версии данный текст появился под авторством копирайтера, но, в значительно  урезанном варианте, без иллюстративного и графического материала. Копирайтеру сообщили, что это ошибка верстальщика. Вопрос: как поступить копирайтеру в таком случае, если он очень дорожит такой статьей и желает, чтобы под ней стояло его авторство? 
 
В данном случае опять надлежит обратиться к договору, который был заключен с копирайтером. Если действия издательства совершены в нарушение условий договора, то копирайтеру свои действия надо выстроить в последовательности, опираясь на данный выше комментарий. 
 
СИТУАЦИЯ № 4.
 
Копирайтер получает заказ на бирже. Готовит текст. Заказчик его не принимает, мотивировав тем, что ему не понравилась манера изложения. И просит исполнителя отказаться от выполнения работы. При этом говорит, что не будет оставлять негативного отзыва и восстановит рейтинг. Через время выясняется, что текст уже опубликован благополучно в сети. Классический пример обмана автора. Как себя вести в такой ситуации? 
 
Если текст публикуется под именем копирайтера, то мы имеем дело не с нарушением права авторства, а с невыполнением условий договора (поскольку автору, судя по описанной ситуации, никакого вознаграждения не выплатили). Согласно закону, одна сторона может расторгнуть договор при существенном нарушении его другой стороной. Существенное нарушение – нарушение, при котором сторона (а в данном случае наш копирайтер) несет такой ущерб, что теряет то, на что вправе была рассчитывать, а именно вознаграждение за проделанную работу. При расторжении договора взаимные обязательства сторон прекращаются, и копирайтер вправе требовать возмещения причиненных ему убытков. 
Если же в качестве автора указано другое лицо, то имеет место нарушение авторских прав. И поскольку пример, как Вы сказали, классический, то и схема действий классическая: для начала собираете доказательственную базу (подстраховываетесь), затем предъявляете претензию, а, если и это не помогло, то обращаетесь в суд. И все это необходимо делать, конечно же, под чутким руководством грамотного юриста. 
Говоря об ответственности, которая наступит для нарушителя, надо заметить, что гражданская ответственность за нарушение наступает в виде возмещения убытков (реальный ущерб и упущенная выгода), а также автор, чье право нарушено может требовать компенсации морального вреда. 
 
СИТУАЦИЯ № 5.
 
Копирайтер получил заказ. Выполнил работу. Заказчик отправляет текст на доработку с рекомендациями переписать все в другом стиле. В конечном счете, копирайтер обнаруживает, что оба текста опубликованы. А, фактически, ему оплатили только как за одну работу. Как ему себя вести в таком случае? 
 
Этот вопрос в продолжение предыдущего. Наступает, как уже было сказано, ответственность в виде возмещения убытков, причем закон предусматривает возможность выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата творческого труда, в данном случае, текста, либо за допущенное нарушение в целом. При рассмотрении дел судами единой практики пока не сложилось, нет и разъяснений на этот счет высших судебных инстанций, поэтому рекомендуется точно подсчитать, сколько раз неправомерно было использовано созданное копирайтером произведение, и на основании подсчетов предъявить требование о возмещении убытков, поскольку суд может потребовать обоснование размера компенсации. 
 
СИТУАЦИЯ № 6.
 
Копирайтер по заказу выполнил работу. Текст получился очень интересный, актуальный и востребованный. Копирайтер получил свое вознаграждение. При этом заказчик указывает свое авторство. Данная статья неоднократно публикуется на разных носителях. И за это заказчик получает гонорары, как автор. Является ли такая ситуация правомерной? И должен ли в таком случае заказчик делиться с копирайтером гонорарами? 
 
Опять же все зависит от договора, который заключил копирайтер с заказчиком. Если условия договора, предусматривают разделение прибыли от публикации произведения между автором и заказчиком – то должен, а если заключен договор об отчуждении авторского права, при котором, автор, грубо говоря, продал свое право, то какие тут могут быть вопросы? Это сфера действия договорного права и надо понимать, что условия соглашения – целиком и полностью в руках сторон, поэтому следует изначально ответственно подойти к составлению договора, не соглашаться на невыгодные для себя условия, все предусмотреть: порядок и правила использования созданного копирайтером произведения, ответственность сторон за нарушение этих положений договора. 
 
СИТУАЦИЯ № 7.
 
Данная ситуация актуальна для тех, кто имеет собственный сайт или блог. Есть такая практика, что при написании текстов используются иллюстративные материалы. Вопрос заключается в следующем – если определенная картинка скачивается с какого-то сайта (в том числе и с базы бесплатных клипартов), в ней меняется фон, некоторые расцветки, но сам рисунок остается неизменным – является ли это плагиатом?  Как лучше поступать в подобных случаях, если есть желание воспользоваться той или иной картинкой? 
 
Надо сказать, что любой иллюстративный материал, будь то чертежи, графики, иные произведения изобразительного искусства, — являются объектами авторских прав. Незаконно заимствованные художественные изображения могут быть изменены любым образом, однако это не меняет сути дела – перед нами факт нарушения, а именно нарушение права автора на переработку объекта авторского права. Автору художественного изображения следует знать о технических способах защиты от неправомерного использования результата его творческого труда, в крайнем случае, соответствующий специалист (ITшники, как их сейчас называют) в этом поможет.
Если у Вас есть непреодолимое желание воспользоваться художественным изображением какого-либо автора, то непременно надо указать, кому оно принадлежит. Закон в ст. 1274 ГК говорит о том, что допускается свободное использование произведения автора в информационных, научных, учебных и культурных целях без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. 
СИТУАЦИЯ № 8.
 
Данный вопрос из области налогового права уже. Копирайтеры, которые работают через биржу, получают вознаграждение за свою работу. И подлежит ли данный вид заработка налогообложению? Далеко не все зарегистрированы как предприниматели. Обязательно ли это делать вообще? Посоветуйте, пожалуйста, как в такой ситуации правильно поступить? 
 
Вопрос о налогах действительно щепетильный для копирайтеров, но все станет намного проще, если я Вам скажу, что платить или не платить копирайтеру налоги зависит исключительно от его собственного желания. Дело тут вот в чем.
Если копирайтер работает через биржу, то вероятнее всего заказы оформляются с клиентами по Интернету посредством отправления запроса. Оплата работы капирайтера, вероятно осуществляется посредством электронных платежей. К нашему сожалению, но к счастью для копирайтеров законодательство несколько отстает от современных технологий, поэтому зафиксировать факт оплаты заказчиком вашей работы посредством электронных платежей невозможно, ведь 13% налога Вы платите только, когда обналичиваете деньги через банк. Если же Вы делаете это через обменные пункты – то платить налоги нет необходимости, как бы ужасно это не звучало. Вся соль в том, что через эти самые обменные пункты выдаются лишь беспроцентные займы под залог Вашего электронного кошелька, что в соответствии с законодательством является ценными бумагами. При этом договора купли-продажи нет, а значит, никто из сторон не получает прибыль. Нет прибыли – нет налогов. Вот так можно просто и легально избежать уплаты налогов. 
Индивидуальное предпринимательство оформлять совершенно необязательно, это могут сделать лишь в целях собственного удобства продвинутые и сильно занятые копирайтеры. Тем более, как уже неоднократно было сказано, большое внимание надо уделять гражданско-правовому договору, в которым Вы можете оговорить не только размер вознаграждения, но и форму оплаты: наличными, путем перевода на Ваш личный расчетный счет или же через электронную систему оплаты вне зависимости от того, являетесь ли Вы ИП или нет. Но копирайтер-ИП, несомненно, внушает еще больше доверия и уважения, клиенты сразу охотно станут заключать с Вами договоры. 
Таким образом, платить или нет налоги, оформлять или не оформлять свою деятельность в качестве предпринимательской зависит только от Вас. 
 
Из данных конкретных ситуаций у Вас, наверняка, сложилась общая картина того, что сейчас интересно знать и понимать для копирайтеров. В качестве итога, какую Вы можете дать общую рекомендацию авторам? 
 
Во-первых, необходимо, как уже было сказано, грамотно составить договор, предусмотреть все условия использования результата вашего творческого труда, обговорить размер, порядок, форму уплаты вознаграждения. Кроме того, не лишним будет подстраховаться: обратиться к нотариусу с тем, чтобы удостоверить время предъявления документа, если вдруг возникнут споры об авторстве. Ну и, конечно же, обращайтесь в случае возникновения спора к грамотному юристу.